из книги «Периодическая система Общих законов познания/постижения» (М.,2007г.)
“Tamen usque recurret”.
(лат.: “ Всё возвращается на круги своя”.)
Научно обоснованная Теория генетического энергоинформационного единства Мира проф. Б.А.Астафьева [9, 14, 16, 20] позволяет рассмотреть познание и постижение как живую открытую самоорганизующуюся систему. Она подчинена Всеобщим Законам Мира и является её подсистемой. С этой точки зрения, мы будем рассматривать познание и постижение как иерархическую систему, подчиненную гиперсистеме “Мир”.
Составными элементами её являются познающие и постигающие (человек, человеческое общество и созданные им системы - информационные, технологические, культурологические, религиозные, идеологические, политические, управленческие, образовательно-воспитательные, военные, гражданские) и познаваемые/постигаемые элементы и системы Мира.
Единые связи между элементами системы - взаимодействия (волновые, энергоинформационные, ритмодинамические).
Единый закон (норма) композиции системы познания/постижения – закон самоорганизации (закон жизни) всех иерархически соподчинённых систем.
Единая цель системы познания/постижения – совершенствование четырёх уровней бытия: индивидуального, социального, планетарного, космического.
Названные нами понятия являются базовыми “определителями”. Они позволяют дать обобщённое определение познания и постижения как единой системы, подчинённой гиперсистеме “Мир”.
Познание/постижение – иерархическая самоорганизующаяся энергоинформационная биосоциальная система, развивающаяся сообразно Всеобщим Законам Мира и имеющая целью совершенствование четырёх уровней бытия: индивидуального, социального, планетарного, космического.
Познание и постижение имеет кодекс законов, отражённых в Периодической системе Общих законов познания/постижения. Они подчинены Всеобщим Законам Мира.
Номология познания/постижения – это наука об Общих законах познания/постижения. Она изучает системы (группы) Общих законов познания/постижения. Именно этому предмету исследования посвящена данная монография. В ней впервые:
Рассмотрим развитие познания и постижения в динамике на основе Теории генетического энергоинформационного единства Мира. Это позволит ответить на ряд вопросов:
Согласно теории генетического энергоинформационного единства Мира проф. Б.А.Астафьева [8, 9, 13, 19] базовое представление о развитии энергоинформационных процессов живых систем даёт модель эволюционного конуса. Рассмотрим эту модель применительно к системе познания/постижения (рис. 6).
Рис. 6. Модель эволюционного конуса (ЭК) системы познания и постижения
АВK – эволюционный конус системы познания и постижения.
АСDEK – эволюционная спираль развития системы – траектория познания и постижения.
I, II, III, IV – фазы эволюционного развития познания и постижения.
I–II фазы – 0,5821027 часть полного витка эволюционной спирали (ПВЭС), III–IV фазы – 0,4178973 часть эволюционного конуса познания и постижения.
K – точка квантового перехода цивилизации на качественно новый жизненный цикл.
1, 2, 3, 4 – фазы второго порядка (подсистемы) внутри этапов развития системы познания и постижения.
Эта модель отражает динамику энергоэволюционных изменений в процессе познания и постижения. Обратим внимание, что фазы I, II, III, IV состоят из четырёх фаз второго порядка (1, 2, 3, 4). В ходе I фазы развития происходит освоение ключевых возможностей познания и постижения. Во II фазе – некоторое ускорение в их развитии, в III фазе – заметное ускорение процессов познания и постижения, а в ходе IV фазы резко усиливаются процессы концентрации познания и постижения, формируется творяще-созидающий керн, который в квантовой (переходной точке) является ядром, содержащим лучшие достижения и качества, наработанные в процессе эволюционного развития системы познания и постижения (особенно в IV фазе и ещё более – на завершающем этапе IV фазы). Представленная на рис.4 фрактальная модель эволюционного конуса показывает: каждый фрактальный элемент несёт в себе все признаки общей системы. Эволюционный конус является и голографической структурой с 8-ю обязательными составляющими в любом масштабе. Представим познание/постижение как многоуровневую иерархическую систему (схема № 2).
7. Безграничная
Общая Гармония познания/постижения
-----------------------------
6. Иерархия систем познания/постижения
--------------------------------------
5. Эволюционная динамика системы познания/постижения
-----------------------------------------------------
4. Управление системой познания/постижения
---------------------------------------------------------------
3. Информация системы познания/постижения
---------------------------------------------------------------------------
2. Энергия элементов системы познания/постижения
------------------------------------------------------------------------------------
1. Элементы системы познания/постижения
-------------------------------------------------------------------------------------------
0. Филогенетические завоевания, предшествующие возникновению
системы познания/постижения
_________________________________________________________
Схема № 3. Структурные компоненты системы познания/постижения
Подобную структуру имеет любая информационная система. Рассмотрим, к примеру, информационную систему человеческой цивилизации (ЧЦ) (схема № 4).
7 Безграничная
Общая Гармония информации ЧЦ
-----------------------------
6 Иерархия систем информации ЧЦ
------------------------------------
5 Эволюция систем информации ЧЦ
-------------------------------------------
4 Самоорганизация информационных систем ЧЦ
--------------------------------------------------
3 Управление в системах информации ЧЦ
---------------------------------------------------------
2 Энергия информации ЧЦ
----------------------------------------------------------------
1 Элементы информации ЧЦ
-----------------------------------------------------------------------
0 Филогенетические завоевания, предшествующие
возникновению информации человеческой цивилизации (ЧЦ)
____________________________________________________________________________
Схема № 4. Структурные компоненты системы “Информация человеческой цивилизации”
Прохождение 4-х фаз эволюционного конуса составляет один цикл познания/постижения. Логика понятийной схемы такова, что становится ясной восьмеричность как принцип понимания жизни, её эволюции, Схема дёт отчётливое представление о структуре человеческого познания и постижения. Голографичность подразумевает присутствие всех компонентов познания и постижения в любое время, в любом месте.
Создадим теперь из предложенной графической понятийной схемы наглядную модель, мысленно приподняв из центра понятийной плоскостной схемы многоступенчатые пирамиды, обозначенные номерами 1, 2, 3 … 7. Перед нами возникнет объёмный конус, имеющий семисоставную архитектуру, широко опирающегося основанием на Землю и шпилем уходящим в небо, наподобие здания Московского университета. Можно также представить наборную детскую пирамиду с семью восходящими вверх ступенями. Обратим наше внимание теперь, как безупречно коррелирует с Всеобщими Законами Мира система Общих законов познания/постижения.
7 Бесконечная
Общая Гармония познания/постижения
-----------------------------
6 Законы иерархии систем познания/постижения
------------------------------------
5 Законы эволюция систем познания/постижения
-------------------------------------------
4 Законы самоорганизация систем познания/постижения
--------------------------------------------------
3 Законы управление в системах познания/постижения
---------------------------------------------------------
2 Законы энергий систем познания/постижения
----------------------------------------------------------------
1 Законы элементов систем познания/постижения
-----------------------------------------------------------------------
0 Законы филогенетических завоеваний, предшествующих
возникновению познания/постижения
________________________________________________________________________________
Схема № 5. Структура групп Общих законов системы познания/постижения (понятийная схема)
В историческом процессе, как в черновой ученической тетрадке, человечество отрабатывает определённые умения и обретает навыки жить, работать, думать на некоторой заданной эволюцией высоте. Вот почему и уровень цивилизации в ходе исторической динамики¹ оказывается различным.
______________________________________________
¹Динамика (от греч. dynamikos – относящийся к силе, сильный) означает ведущие силы, преобладающие процессы. Динамики могут быть гармонизирующие и деструктивные. При этом и те, и другие являются составными частями эволюционного движения.
Н.В. Маслова
из книги «Периодическая система Общих законов познания/постижения». (М.,2007г.)
Древо познанья
Синтагма дерева познанья
Созвучна замыслу Творца.
Но специальных правил зданье −
Не главный вход, а лишь − с торца.
Врываясь в гипертекст Вселенной,
По знакам, символам ветвясь,
Стремимся к матрице нетленной,
Предчувствуя единства связь.
Так острый серп срезает колос,
И жилистой ладони дрожь
Сбирает сноп, а в хоре голос
Солиста набирает мощь.
Так снова лестница познанья
Взывает к смельчакам ума.
И соблазнит звезда сияньем
Непостижимого . . . пока.
Н.В. Маслова.
Законы человеческого общества – это правила его структурно-функциональной организации [14]. При этом закон, определяющий оптимальную структуру, является оптимальным и для реализации той или иной функции этой структуры Мира. Таким образом, правило структурно-функциональной организации обусловлено эволюционной динамикой и является его оптимальностью – нормой на данной фазе развития.
Сложная иерархия и масштабность познания/постижения обусловлены многими законами. Происходит это не только вследствие масштабности этих законов, но и в силу определённой закономерности – эволюционного алгоритма [170]. Эта величина названа Б.А.Астафьевым эволюционной константой (Се). Она является своего рода простейшим эволюционно различимым и единым шагом в динамике всех систем Мира. Размерность эволюционной константы соответствует минимально необходимой величине энергоинформации в определённом пространстве для совершения прыжка (восходящего шага) структуры в её функционально-организационном совершенствовании. Сейчас всё чаще это называют квантовым скачком. Далее по тексту книги, разобравшись в этом глубже, мы поймём справедливость этого термина применительно к постижению.
Каждый из Общих законов познания/постижения отличается от рядом стоящих в Периодической системе на величину эволюционной константы Се или на величину, производную от неё. При этом каждый из законов может быть определён с помощью Се в степени n в зависимости от его местоположения в этой системе.
Мы рассмотрим 64 группы законов познания/постижения. Каждая из них содержит от одного до 12 законов. В общей сложности мы будем впервые эксплицировать 153 закона. Прежде, чем это сделать, мы предлагаем читателю рассмотреть причины, предпосылки, научно-теоретический базис для систематизации Общих законов познания/постижения.
“Куда бы ни направляла наука свои стопы, о чём бы она ни вопрошала, получаемый ею ответ всегда будет если не тот же самый, то, по крайней мере, того же ряда. Существует универсальный синтаксис, включающий в себя все возможные ответы”.
И. Пригожин
Зачем нужна систематизация? − Чтобы раскрыть всю полноту законов познания/постижения на основе существующей системы Всеобщих Законов Мира, которая является матричной структурой для всех законов − образования, управления, медицины, экономики, психологии и т. д. Внедрение же в жизнь познанного должно быть только природосообразным. Эти возможности и раскрывают систематизированные законы познания/постижения.
В 80-е годы ХХ века И.Р.Пригожин писал: “Людскому уму мало одних частностей – необходимы сперва системы, классификации, разделение общего, потом нужны Законы”. Таким образом, внутреннее развитие человечества, социума, наук и стало причиной систематизации Общих законов познания и постижения. Мы писали: “Взаимосвязанное целое – есть Мир. Его ж Законы спаяны едино” [ 88 ].
Систематизация Общих законов познания/постижения в связи со систематизацией Всеобщих Законов Мира в виде Периодической системы [88] – потребность постижения сути Мироздания, вызванная острейшей ситуацией в жизни биосферы Земли и человечества. Общепланетарное развитие систем знаний и постижения к настоящему времени достигли той фазы, когда необходимо создание единой современной непротиворечивой блок-базы знаний человечества, эмерджентной по отношению к ныне бытующей.
Мы исходим из понимания определяющей роли знаний, науки, информации в Мире, современном обществе, социально-политических процессах. Поэтому предложенная очерёдность рассмотрения причин систематизации Общих законов познания/постижения базируется на историко-эволюционной логике. Она заключается в том, что доступные на определённой ступени развития человечества знания и способы познания и постижения определяют его мировоззрение, технологии и, соответственно, состояние социально-политических институтов, качество жизни.
Причины систематизации Общих законов познания/постижения излагаются в следующей последовательности:
Рассмотрим причины в указанной последовательности.
Причины, порождённые информационно-познавательными системами
а) Необходимость представления форм познания и постижения как единой системы познания/постижения
Поясним это. Неотъемлемые от человеческого общества наука, техника, технологии, искусство, философии, религии, политология, эзотерика и т. п. представляют собой различные формы познания и постижения бытия. Углубление и дифференциация их создают угрозу расчленения знания, усложнение организации человека в мире знаний. Возникает “угроза потери единства, распада и каждой отдельной формы познания и постижения, и охватывающей их большой системы – постижения или культуры”. Это подвигает исследователей к поиску путей глубинной интеграции форм познания и постижения на единой основе. Мы говорим о познании/постижении на базе Всеобщих Законов Мира Общих законов человеческого общества и Общих Законов познания/постижения, изложенных в данной монографии.
б) Необходимость поиска эффективных способов работы с информацией и оценки её качества
Информационная революция диктует поиск оптимальных способов презентации, восприятия, обработки, архивирования, воспроизведения, выдачи нужной информации; создание универсального междисциплинарного, а тем самым единого системного языка, объединяющего разнообразные формы познания/постижения Мира. С другой стороны, происходит поиск эффективных “способов борьбы с дезинформацией – с массовым обманом и зомбированием народа, критериев отличения знания от псевдознаний”. Это подвигает исследователей к поиску путей глубинной интеграции форм познания и постижения на единой основе. Этой основой стала периодическая система Всеобщих Законов Мира. Она даёт нам возможность интегрировать информацию об Общих законах познания/постижения в виде универсальной междисциплинарной Периодической системы.
в) Необходимость исследования Мира как системы систем
По-видимому, первыми о Мире как о системе учили египетские жрецы, философы Древнего Мира. Позже, в средневековье за мысли о системности Мира страдали выдающиеся еретики Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей и др. Мы не ставим задачу исторического исследования бытования понятия “система Мира”. Для целей нашего исследования важно указать появление теории систем в ХХ в. как специального научного направления, рождённого на базе исторически предшествующих трудов огромного числа учёных.
Первую в мировой науке общую теорию систем (ОТС) предложил австрийский биолог-теоретик Л.Берталанфи (“Problems of life”, 1952 г.[26]). За прошедшие 55 лет системология интенсивно развивалась усилиями многих учёных: Е.Ласло, М.Месаровича, П.К.Анохина, А.Рапопорта, А.И.Уёмова, Т.Х.Уотермана, Ю.А.Урманцева, У.Р.Эшби и др. [2, 3, 92, 110, 122, 126-130, 164]. Ими указаны возможные искажения воззрений на Мир, порождаемые отсутствием методологической и философской целостности изучения Мира, что вызывает к жизни “лоскутное одеяло” отрывочных гипотез, теорий, учений. Это, в свою очередь, дезориентирует общество и дезорганизует его практическую деятельность и жизнь в целом. “Внутренняя логика развития постижения, приведшая к необходимости представления и исследования Мира как Системы систем, а в этой связи и Системы вообще, – пишет Ю.А.Урманцев , – это означает необходимость перехода к новому этапу развития науки…”. Полувековая исследовательская деятельность системологов явилась одним из тех питающих ручьёв, которые вместе с другими науками слились в единое море знаний о Мире как системе. Мы продолжили эти исследования. Система Общих законов познания/постижения рассматривается нами как подсистема гиперсистемы “Всеобщие Законы Мира”.
г) Необходимость обретения эмерджентных качеств человеческим сообществом на новом витке космической эволюции планеты.
С 2000 по 2013 год планета Земля, как и вся Солнечная система, переходит на новый этап своего эволюционного развития. В результате человек как часть природы Земли и Солнечной системы приобретает новые, ранее отсутствовавшие у него – эмерджентные качества. Это потребует от человечества овладения специфическими навыками более тонкой и ранее не освоенной работы Разума, Души, Духа. Однако это не произойдёт само собой. Необходима огромная познавательная творческая работа по созданию основ истинного мировоззрения: познание и постижение объективных Законов Мира, человеческого общества, методологии познания/постижения, создание современной, высокоэффективной, сообразной природе системы образования и воспитания для адаптации к новым условиям жизни практически всех институтов науки, практики, социального устройства. Необходимо сейчас, заранее понять, осознать и разработать основную теоретическую и методическую базу, обеспечивающую устойчивое существование и развитие природы Земли и будущего человеческого общества. Мы на первое место ставим природу, а не человека, ибо человек живёт на Земле потому и только до тех пор, пока это позволяет ему природа, биосфера Земли. Её сохранность – это базовое условие сохранения жизни на Земле. Познание и постижение Общих законов, по которым должна быть организована жизнь общества, относится к тем эмерджентным возможностям, которых человечество не имело на предшествующих этапах своего развития. В то же время, люди обретают ранее недоступные им сведения в виде периодических систем Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества, Общих законов познания и постижения.
д) Необходимость включения в процесс мышления высших нейронных контуров головного мозга.
Обретение мощных энергетических возможностей личностью позволит раскрыть широкие перспективы для постоянного творчества, природосообразной нравственности-морали и космической духовности. Наоборот, неприродосообразное познание и, особенно, постижение, т. е. использование этих чуждых природе знаний, уже привели человечество к трагическим ошибкам. Примерами могут служить взрывы атомных и водородных бомб, разработки разных видов оружия массового уничтожения, научно-технические разработки с целью получения экономической прибыли без учёта наносимого Земле и природе ущерба. Эта довлеющая в настоящее время тенденция ведёт человечество в пропасть небытия −к гибели.
При современном уровне развития промышленности и технологий мышление, понимаемое как в старинной латинской пословице “Cogito ergo sum” (“Мыслю, следовательно, существую”), не опирающееся на Законы Мира, абсолютно гибельно для человечества. Эта глубинная причинно-следственная связь должна быть прочитана сегодня так: “Природосообразно мыслю и действую, следовательно, существую”. Вот почему основным эмерджентным качеством человека следует признать целостное мышление.
Что же это такое? Это качественно новый тип мышления. Он отличается от бытующего ныне одновременным использованием функций левого и правого полушарий головного мозга человека в направлении достижения гармоничного взаимодействия с Природой, высоких ценностных ориентиров и духовности.
е) Необходимость предложения, принятия и применение новейших биотехнологий, не нарушающих биоритмов живых систем, сохраняющих и приумножающих энергию жизни в системе Космоса.
Это станет реализацией древнейшего принципа медицины: “Не навреди”! Сегодня в больной биосфере, больном обществе, задыхающейся духовности, страдающем образовании, нездоровых системах экономики, нуждающейся в помощи культуре, требующих реанимации идеологии, нравственности и морали, словом, во всех сферах жизни человеческого общества требуется применение безопасных биотехнологий, не способных повредить биоритмы человека.
ж) Необходимость принятия нового базового мировоззрения, основанного на комплексе Всеобщих Законов Мира.
Каждый из живущих на Земле людей должен осознать абсолютную неизбежность согласованного с Законами Мира природосообразного поведения. Истинное мировоззрение, опирающееся на Всеобщие Законы Мира, позволяет человечеству найти дорогу к оптимальному жизнеустройству на планете. Оно же способно представить своеобразную план-карту для ориентации человечества в целом и каждой личности для понимания своего места, роли, направлений познания и постижения, а также развития в Мире и обществе. Этого можно достигнуть только природосообразным воспитанием и образованием, в результате которого утверждается высокий уровень нравственности, соответствующий нормам Законов Мира. Это абсолютно необходимо для сохранения жизни на Земле. Систематизация Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества, познания и постижения, понимание их эволюционного единства позволит человечеству понять (осознать) важность нового мировоззрения и обязательность соответствующего (конгруэнтного) им мышления, деятельности и поведения человека.
з) Необходимость решения задач устойчивого развития общества в гармонии с природой, Миром.
В 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро сформулирована задача организации взаимосвязанной жизни человека, общества и природы. В 2002 г. всемирная встреча в Йоханнесбурге усилила акцент на поисках оснований рационального управления современным обществом. 2002 – 2003 гг. дали небывалый ранее “взрыв” исследований по проблематике устойчивого развития общества. При этом возросла потребность в единой математизации законов Природы – Человека – Общества. Сегодня ясно, что решение задач устойчивого развития общества, в гармонии с природой, возможно только через познание и внедрение в жизнь Всеобщих Законов Мира и вытекающих из них Общих законов человеческого общества. Все другие пути не являются оптимальными и связаны с потерей времени жизни.
и) Необходимость выхода из цивилизационного кризиса.
Существующая в настоящее время и всё нарастающая дезорганизация в таких важнейших областях жизни человечества как экология, демография, энергетические и сырьевые ресурсы, образование, воспитание, управление требует преодоления этого труднейшего для Земли этапа жизни. “…Единственное, чему следует удивляться, заключается в том, что наука вообще существует, что мы обнаруживаем конвергенцию природы и человеческого разума”, – писал Нобелевский лауреат И.Р.Пригожин [108, с. 126]. ОТ ТОЧНОСТИ ВЫБОРА ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ В ЭТОТ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ.
Осознание этой ситуации вызвало к жизни мощные усилия многих зарубежных и отечественных учёных по поиску путей выхода из неё. Однако решить эту проблему оказалось невозможным без базовых знаний о Всеобщих Законах Мира и Общих законов общества – основы устойчивой жизни на планете – и их внедрения. Как мы полагаем, огромную роль в более глубоком понимании основ жизни человечества на Земле в этих условиях будет играть систематизация этих законов, а также предоставление человечеству Общих законов познания/постижения (познание, совокупное с воплощением познанного в жизнь).
Хаос и расчленённость знаний и методов в науке – явление эволюционно неизбежное, но преходящее. И.Р.Пригожин так определяет значение нового этапа развития науки: “Только раскрывающаяся, расширяющаяся наука способна положить конец расколу между естествознанием и философией”. Расширение науки идёт как в направлении интеграции разнообразных её направлений и школ, так и в сторону других форм постижения бытия: искусства, веры, практики, технологий. Б.А.Астафьев [14, 16] назвал этот этап началом развития космичной науки. Старт для её развития положили открытия Генома Мира, Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества, познания, постижения и Духа. Космичная наука неизбежно грядёт на смену современной атеистичной науке, объединяя веру и науку во благо истинного природосообразного познания и постижения.
Обобщённая формулировка рассматриваемых выше причин, ведущих к единой систематизации Общих законов познания и постижения: необходимость принятия человечеством сообразного Природе способа мыслить, действовать, жить. Этот способ природосообразного мышления, деятельности, жизни возможен только при условии понимания единства Законов Мира, общества и постижения. По этой причине в дальнейшем мы будем говорить о системе Законов Мира, общества и постижения.
Предлагаемую систему Законов Мира мы будем называть триединой. От неё могут быть произведены другие периодические системы специальных законов: управления, экономики, образования, здоровьесбережения, психики человека и т. д. В книге “Периодическая система Всеобщих Законов Мира” [88] была изложена первая часть триединства. Во второй книге изложена система Общих законов человеческого общества.
В настоящей книге будет изложена система Общих законов познания/постижения. Периодический характер систем, зависящий от единого алгоритма развития систем Мира – эволюционной константы, как мы думаем, и задаёт единый их синтаксис (построение, порядок). Вот почему он назван нами универсальным синтаксисом.
“В динамике всё задано”.
И.Пригожин
Предпосылки систематизации Общих законов познания/постижения в основном согласуются с предпосылками системной философии акад. Ю.А.Урманцева, сформулированными им в учении о системной философии, а также изложенными нами ранее предпосылками [88].
Все семь предпосылок классифицируются нами как необходимые и достаточные для систематизации Общих законов познания/постижения. К числу необходимых относятся предпосылки “существование”, “цель”, “множество объектов”, “единое”, “единство”, “достаточность”, “наличие базовой матрицы Всеобщих Законов Мира”.
Рассмотрим эти предпосылки в той же последовательности, как мы это сделали в отношении Всеобщих Законов Мира и Общих законов человеческого общества [ 88, 89].
1. Существование.
“Существование” – интегрально-общая категория, атрибут любой системы , представляющий необходимые условия и предметную область для творения системы. В рассматриваемом нами аспекте предпослано наличие и бытие Общих законов познания и постижения и других законов, изучаемых различными научными направлениями. Многие из них проверяемы экспериментально, многие выявлены эмпирически, гносеологически. Они являются научным отображением универсальных правил структурно-функциональной организации познания и постижения. Их существование есть предпосылка их систематизации.
2. Цель.
Важнейшей предпосылкой для систематизации Общих законов познания и постижения является цель: познание и постижение Мира, природы и жизни человечества, что необходимо для дальнейшего эволюционного развития биосферы Земли и самого человечества, для эволюционного совершенствования сфер бытия: индивидуальной, социальной, планетарной, вселенской.
Великий биолог, основатель эволюционного учения Ж.Б.Ламарк в 1809 г. в труде “Философия зоологии” выдвинул принцип целесообразности и внутренней цели живой системы: стремление к совершенствованию, прогрессу (принцип градации). Теперь нам известно, что движение Мира и всех его сущностей к прогрессу заложено в Базовом Геноме Мира и его эволюционных формах, что для человека и человеческой цивилизации проявляется в познании и постижении Мира и Жизни.
В 1916 г. великий физиолог лауреат Нобелевской премии И.П.Павлов высказал мысль о наличии рефлекса цели у живых систем [99]. В 1935 г. его ученик – выдающийся физиолог академик П.К.Анохин сформулировал теорию функциональных систем. Согласно его взглядам, в формировании истинно функциональных систем на первый план выступают “законы результата и динамической мобилизуемости структур”, обеспечивающих быстрое формирование функциональной системы и получение ею определённых результатов [3, с. 80]. Философские, нейрологические, системогенетические исследования учёного привели его к выводу об определённой кодировке цели в живых системах. Эти идеи и выводы Ж.Б.Ламарка, И.П.Павлова и П.К.Анохина в последующем получили подтверждение в работах ряда авторов. Многие учёные развивали и развивают эту идею. Цель определяет структуру и функции любой системы, а также перспективы развития и жизнеспособность систем.
В значительной мере разъяснили принцип и форму “свёрнутой” цели системы учёные, которые, начиная с 1947 г., обратились к изучению голографичности Мира.
Это: исследования голографичности Мира (Д.Бом, Р.Шелдрейк, М.Талбот [30, 177, 178, 118]), голографичности мозга (К.Прибрам, Р.Пенроуз [107, 101, 102]) и тела живых организмов, в том числе человека и его генома (М.И.Шадури, Г.К.Чичинадзе, П.П.Гаряев, В.П.Казначеев [150, 37, 62]).
Дальнейшие исследования энергоинформационного генетического единства Мира и его фрактально-голографичных структур показали, что рефлекс цели, заложенный в филоонтогенетическом гене системы, является частным случаем целевого эволюционного развития Мира. Оно заложено в Базовом Геноме Мира и отражено во Всеобщих Законах Мира. Эта идея цели пронизывает все мировые системы и является основой понимания генетически подобных, фрактально-голографичных иерархически организованных систем. В случаях, если эта идея не является основой жизнедеятельности какой-либо системы, она погибает (Б.А.Астафьев [9, 12-16, 20]).
Эти открытия позволяют нам высказать идеи: 1) о проектной функции Мировой системы; 2) о проектной иерархии систем Мира; 3) о генетической проектно-целевой функции каждой самоорганизующейся, в том числе социальной, системы Мира.
Задачей каждой из названных проектных функций является формирование целей соответствующего уровня с предварительным согласованием адекватности их целям всей иерархии систем. Методом этого и является познание и постижение. Таким образом, разрабатываемая в данной книге систематизация имеет целью познание и воплощение в жизнь Общих законов познания/постижения на основе Всеобщих Законов Мира. Ранее такая цель перед человечеством не стояла. Однако постановка этой цели подготавливалась в течение многих столетий посредством познания специальных и частных законов в различных областях наук. Теперь же, накануне квантового перехода на качественно новый этап развития Солнечной системы, в том числе биосферы Земли, такая цель выдвинулась на первый план. Это необходимо для гармонизации жизни человечества, обретения им новых, эмерджентных качеств и знаний, что обеспечит соответствие его мышления, деятельности и жизни с новыми условиями обитания.
3. Множество объектов.
Под термином “объект” в нашем исследовании понимается такой предмет мысли как закон. “Закон – правило структурно-функциональной организации Мира, человеческого общества и их подсистем, нормированное Геномом Мира и обязательное для жизнеобеспечения и успешного эволюционного развития”. Под системами следует понимать природу, общество, человека, мышление, познание, постижение, внедрение и т. д. Мы рассматриваем познание и постижение как единую систему, так как природосообразное познание порождает и природосберегающее внедрение. Они как братья-близнецы. Познание разрушительного плана становится таковым и в постижении. Мы рассматриваем познание и воплощение познанного в жизнь в качестве подсистем единой системы “постижение”.
Термин “множество объектов” – это не предельно общая категория. В нашем исследовании “множество” означает “совокупность”, “группа”. Таким образом, известные и неизвестные человечеству законы познания и воплощения познанного являются необходимым строительным материалом для построения системы законов постижения.
4. Единое.
“Единое” – предельно общая философская категория, означающая начальную и конечную причину всех элементов и явлений Мира.
«Онтологически – это нечто одинаковое, повторяющееся во всём, входящее во “всё”, строящее другое первичное». Это важнейшая предпосылка для объединения разнообразных законов в систему на основе единого, т. е. одинакового, повторяющегося. Создание системы без единого для объединяемых объектов невозможно. В случае системы Общих законов познания и постижения таким объединяющим началом является единое генетическое начало всего эволюционирующего Мира, включая законы познания и постижения.
Укажем на единое в системе познания и постижения:
5. Единство.
Философская категория “единство” означает, с одной стороны, отношения связности элементов в единую систему. С другой стороны – это результат структурно-функциональных отношений всесвязности нового единого объекта-системы.
Систематике Общих законов познания и постижения предпослано генетическое единство Всеобщих Законов Мира (система первого порядка) и Общих законов человеческого общества (система второго порядка). Таким образом, единство системы законов познания и постижения наблюдаем как с вышестоящими по иерархии системами (Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества), так и генетического единства законов внутри системы Общих законов познания/постижения.
6. Достаточность.
Для систематизации Всеобщих Законов познания и постижения – “достаточность” совпадает с принципом достаточности. Согласно этому принципу “ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему дело обстоит так, а не иначе…”
Математизированный функциональный и генетический аспект категории “достаточность” явлен открытием Генома Мира акад. Б.А.Астафьевым. Формула Генома Мира – всеобщая, независимо от формы, уровня эволюционного развития систем (сущностей, явлений) Мира (см. гл.I).
Се3? е
↑
(ЕSt¥)-1 ↔ ЕCr¥
Левую часть формулы (1) автор представил в виде (ЕSt¥)-1 – стимулирующей (отрицательной) энергии бесконечного Мира. Правую её часть как ЕCr¥ – творяще-созидающей энергией бесконечного Мира. Се3 = 0,0729807… – энергетическая константа квантового перехода, е – энергия кванта. [16]:
Энергетическая формула бесконечного Мира представлена в следующем виде:
(ЕSt¥)-1 « ЕCr¥
Принцип достаточности для начала эволюционного развития определяется проф. Б.А.Астафьевым как превосходство ЕCr¥ на 0,015227 часть энергии над (ЕSt¥)-1 .
Таким образом, перевес энергии творения над энергией стимуляции и разрушения на 0,015227 в системах задан генетически и этого достаточно для функционирования Всеобщих Законов Мира и всех других подчинённых им законов. Это обстоятельство является достаточным для систематизации Общих законов познания/постижения.
Принцип достаточности как философская категория понимается как закон композиции, согласно которому отношения единства, связи реализуются, а законы познания и постижения компонуются именно в эту и только в эту систему. “Достаточность” задаёт пределы согласованности, взаимодействия, взаимосвязи Общих законов познания/постижения. Достаточность и закон композиции данной системы имеют гносеологический и онтологический статус.
7. Базовая матрица Всеобщих Законов Мира
Седьмой предпосылкой для систематизации Общих законов познания и постижения является наличие матрицы Периодической системы Всеобщих Законов Мира. Она всесторонне описана, проанализирована, представлена в 2005 году в нашей книге [88].
Таковы 7 предпосылок, видимые нам сегодня, необходимые для создания системы Общих законов познания и постижения.
Эти семь предпосылок вытекают из фундаментального понятия “Генетическое энергоинформационное единство Мира”.
Таким образом, рассмотрение предпосылок и причин систематизации, группировки ОЗПП позволяет нам ввести филологическое понятие “синтагма” (от греч. syntagma – вместе построенное, соединённое) для определения смыслового единства, которое в данном контексте (систематизация Законов Мира) выражает единое понятие – приведённые в периодическую систему законы познания и постижения.
Мы впервые вводим это понятие. Ранее рассмотренные системы “ВЗМ” и “ОЗЧО” также могут быть рассмотрены как синтагмы.
Обозначим каждую отдельную синтагму окружностью.
ВЗМ Всеобщие Законы Мира
ОЗЧО - Общие законы человеческого общества
ОЗП - Общие законы познания и постижения
СЗФ - Специальные законы физики
СЗХ - Специальные законы химии
СЗМ - Специальные законы математики
СЗБ - Специальные законы биологии
СЗП - Специальные законы психологии
и тд.
Логическое осмысление взаимосвязей синтагм (графически обозначим стрелками) позволит нам выстроить (предположительно!) схему взаимосвязей синтагм Универсума – синтаксис и, по крайней мере, поразмышлять о такой возможности. Схема №6 и №7 отображают два варианта, каждый из которых по своему наглядно представляет синтаксис Универсума.
Схема № 6
№1 – Всеобщие Законы Мира
№2 –Общие законы человеческого общества
№3 –Общие законы познания и постижения
№4 –Специальные законы
Схема № 7
Фундаментальными характеристиками системы законов познания/постижения являются: 1) иерархичность, 2) многоуровневость, 3) всюдность, 4) бесконечная вариативность, 5) вечность, 6) бесконечная эвристичность.
Сноски:
[1] Ю. А. Урманцев [130, с.9].
[2] Там же.
[3] См. таблицу открытий, систематизированных Б.А.Астафьевым [14, 16].
[4] Ю. А. Урманцев [130, с. 9].
[5] Б.А.Астафьев [14, 16, 20].
[6] О.Л.Кузнецов, П.Г.Кузнецов, Б.Е.Большаков [67]. О.Л.Кузнецов, П.Г.Кузнецов, Б.Е.Большаков “Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе Природа – Общество – Человек”, М. – Дубна, 2002.
[7] И.Р.Пригожин, И.Стенгерс [108, с.167].
[8] Ю.А.Урманцев [130, с.1- 17]. Предпосылка “цель” осмыслена нами на базе теории функциональных систем акад. П.К.Анохина.
[9] Там же. – С. 12.
[10] Ю.А.Урманцев [130, с. 7.].
[11] Г.В. Лейбниц «Монадология». Избр. соч., М., 1908. – С. 347.
[12] Б.А.Астафьев [14, с. 37-39].
[13] Б.А.Астафьев [14, с. 26].