Исследование влияния ноосферного образования на здоровье учащихся, студентов, слушателей семинаров ведётся независимыми специалистами России, Украины, Казахстана с 2004 года. Среди них: специалисты в области валеологии, возглавляемые доктором биологических наук, заведующей кафедрой валеологии Харьковского Национального университета им. Н.В. Каразина профессор М.С. Гончаренко, ректор института целостного мышления (г. Одесса) врач-невролог, кандидат психологических наук И.В. Смоквина, врач-реабилитолог доктор педагогических наук Г.В. Курмышев (г. Харьков), руководитель центра интеллектуального развития «Эйдос» (г.Севастополь) кандидат психологических наук С.А. Самсонова, автор первой в мире Периодической системы специальных законов здоровьеразвития и здоровьесбережения кандидат психологических наук Л.И. Брайко (г. Ялта), врач-терапевт автор методики «Школьный антистресс» кандидат психологических наук С.В. Винограденко (г. Киев) и другие.
Украина является лидером исследований влияния ноосферного образования на состояние здоровья учеников и учителей. Именно здесь создана Периодическая система законов здоровьеразвития и здоровьесбережения. Её автором является кандидат психологических наук Лариса Ивановна Брайко.
Невропатолог кандидат психологических наук Н.А. Давыдовская, а также специалисты психологического центра «Бастау» (Алматы, Казахстан) с 2004 года проводят исследования влияния ноосферного образования на здоровье учащихся и слушателей семинаров. Их исследования показали положительное влияние этой педагогической системы на здоровье детей и преподавателей школ и других учебных заведений. И, наоборот, при проведении уроков по традиционной методике, отмечаются многочисленные нарушения в состоянии здоровья детей и преподавателей, что полностью согласуется с результатами исследований, проведённых в Бурятии и в Украине разными независимыми группами врачей и биологов. Это происходит вследствие нарушения генетически детерминированного пути подачи информации в мозг, что ведёт к нарушению естественной последовательности обработки информационных сигналов головным мозгом (Н.А. Давыдовская «Ноосферное образование глазами невропатолога. Биоадекватная методика преподавания – залог психического и соматического здоровья личности», 2009 г). Большой профессиональный опыт невропатолога и нейрофизиолога позволил автору на основе более чем 35-летнего стажа работы создать труды, объясняющие принципиальное медико-биологическое отличие ноосферного образования от
Левое полушарие головного мозга в традиционной системе образования - основной рабочий инструмент. Он чрезмерно эксплуатируется, при недостаточной загрузке правого полушария головного мозга, что ведёт к дисгармонии их деятельности и взаимодействия и, соответственно, к неврозам и соматическим заболеваниям.
традиционной методики преподавания (Н.А. Давыдовская «Нейрофизиологическое отличие кризиса традиционного метода преподавания и перспективы природосообразного метода преподавания учебных дисциплин». М., 2005.
Условная схема работы головного мозга (по Лурия-Давыдовской). Закрашены зоны мозга ,наполняющиеся энергией на традиционном уроке при работе двух каналов восприятия: слуха и зрения. Остальные зоны не вовлекаются в учебу и бездействуют на уроке.
Условная схема работы головного мозга (А.Р. Лурия?Н.А. Давыдовской). Закрашены зоны мозга, наполняющиеся энергией на биоадекватном (ноосферном) уроке при работе многих каналов восприятия: слуха, зрения, обонянии, осязания, вкуса и активной кинестетической, двигательной восприимчивости.
В России наблюдения и исследования ведутся врачом-наркологом, кандидатом психологических наук Т.С. Озеровой (гг. Орёл ? Мценск), терапевтом С.Н. Соколовой (г. Москва), доктором медицинских наук проф. Б.А. Астафьевым, доктором психологиче-
Сборник статей, докладов, исследований. Симферополь, 2011г.
ких наук Н.В. Антоненко (г. Москва), проф. М.В. Ульяновой (г. Москва), главным врачом стоматологической клиники А.В. Захаровым (Москва), заместителем главного врача стоматологической клиники, доктором психологических наук Н.Г. Куликовой (Москва).
По результатам наблюдений издан сборник, содержащий более 35 статей, монография «Ноосферное образование – ключ к здоровью» (Москва – Харьков, 2011г), проведено 5 региональных и международных конференций «Ноосферное образование –стратегия здоровья». Ежегодно проходят выступления на темы здоровьесбережения в ноосферном образовании в ходе традиционных валеологических конференций в Харьковском национальном университете им. Н.В. Каразина.
Врач-невролог, к. психол.н. И.В. Смоквина (в центре) в ходе мастер-класса по психологической диагностике «Портрет» с педагогами школ г. Белая Церковь. 2011 г.
Ноосферное образование способствует равномерной нагрузке на левое и правое полушария головного мозга ученика в ходе всех уроков. Это приводит к нормализации работы сердечно-сосудистой системы каждого ученика. (Исследование проф. М.С. Гончаренко с сотрудниками, возглавляемой ею кафедры валеологии Харьковского Государственного Университета им. Н.В. Каразина, 2011 г.).
На данной схеме (проф.М.С. Гончаренко и сотр., 2011 г.) представлено влияние ноосферного образования и традиционных уроков на иммунную систему школьников. Ноосферное образование положительно влияет на иммунную систему учеников. В противоположность этому, традиционное образование угнетает иммунную систему. Естественно, это сопровождается повышением числа респираторных и желудочно-кишечных инфекционных заболеваний.
На этой же схеме показано, что ноосферное образование положительно влияет на состояние нервной системы учащихся. И наоборот, традиционная система образования ухудшает состояние нервной системы, что сопровождается неадекватными реакциями школьников, их угнетённым состоянием.
Ниже представлено заключение об эффективности уроков по системе ноосферного образования в октябре 2011г. в Открытом космическом лицее г. Симферополя.
об эффективности технологии Ноосферного образования
(автор д.психол.н. Н.В.Маслова).
Институтом целостного мышления (ИЦМ г. Одесса) совместно с Центром интеллектуального развития «Эйдос» (г. Севастополь) проведен мониторинг психологического состояния и уровня мотивации учеников 7 и 11 класса Открытого Космического лицея г. Симферополя современными объективными методами психодиагностики.
Гипотеза исследования: Уроки, проведенные по природосообразной здоровьесберегающей технологии Ноосферного образования, повышают:
степень гармонии личности, понижают доминирование одного из полушарий мозга, тем самым формируя целостное мышление ученика, повышая уровень самоорганизации личности и стрессоустойчивость;
способствуют повышению уровня мотивации к учебе, развития креативности, включению лидерского потенциала, улучшению показателей физического и духовно-нравственного здоровья.
Место проведения: г. Симферополь, Окрытый Космический лицей г. Симферополя.
Цель: выявить мировоззренческий, мотивационный и психосоматический статус учеников, исследовать уровень гармонии личности, доминирование одного из полушарий головного мозга, эмоционального состояния, уровня мотивации, показателей креативности и экзистенциальной детерминациии учеников 7 и 11 класса и их динамики до и после урока по биоадекватной методике.
Задачи:
Состав группы:
Ученики 11-Б класса – 7 человек и ученики 8-Б класса – 9 человек. Возраст исследуемых 16 и 13 лет соответственно. Общее количество участников эксперимента 16 чел.
Методы объективной диагностики. Фрагменты ММКС - мотивационно-мониторингового комплекса Смоквиной, предусматривающего поэтапное проведение приборных исследований до и после урока с помощью метода видеокомпьютерной психодиагностики – программа «Портрет» и метода экспресс-психодиагностики (ЭПД)).
Оборудование: компьютерные программы «Портрет» (видеодиагностика ВКП) и биорезонансная экспресс - психодиагностическая программа (ЭПП).
Ход эксперимента. Работа проводилась в несколько этапов:
I этап – Психодиагностика до урока. II этап - Урок по биоадекватной методике (Урок физики для 7 класса «Цвет в вашей жизни» и урок литературы для 11 класса «Лирическая история ХХ века). III этап – Итоговая психодиагностика после урока.
Объект исследования: психосоматическое состояние учеников.
Предмет исследования: доминирование одного из полушарий мозга, степень гармонии личности, уровень мотивации к учебе, эмоциональное состояние, креативность, экзистенциальная детерминация, направленность на самореализацию (духовность).
Первичная психодиагностика выявила:
Оценка собственного настроения по тестовым картинкам : отличное – 73,4%, негативное – 20% , «спящее» - 6,7%.
Эмоциональное состояние по ассоциативному тесту – 40% детей остро чувствовали беззащитность и потребность в безопасности; умиротворение – 20%, радость – 20%, вдохновение – 7%, устремленность – 7%, спокойствие-7%.
Уровень мотивации : духовно-нравственный (нравственные потребности, совесть) – 6,5%; интеллектуальный (интеллектуальные потребности, логика) – 40%; эмоциональный (эмоциональные потребности, чувства) – 47%; материальный (биологические потребности, инстинкт) – 6,5%.
Показатель экзистенциональной детерминации ( есть у всех неординарных личностей, как способность к высокому самоконтролю, адаптации к внешним условиям и пластичности мозговых процессов) – регистрировался у 40% учеников, показатель креативности (способность к творческой деятельности, талант) – у 47%; показатель самореализации (духовность, конструктивная активность бессознательных процессов) - у 27%.
Результаты исследований методом ВКП участников до семинара показаны в наглядной таблице.
7 класс
11 класс
Из таблицы видно, что 47% (7 чел.) имели гармонию личности и стабильность психики выше 50%, (способны к самоуправлению и самоорганизации). 53% (8 чел.) слушателей были зависимы от обстоятельств и окружающего мира, имели низкую гармонию личности (35-50%) и стабильность психики.
Результаты психодиагностики после урока по биоадекватной методике:Результаты психодиагностики после урока по биоадекватной методике:
Оценка собственного настроения по тестовым картинкам: отличное – у 100% участников эксперимента.
1. Эмоциональное состояние по ассоциативному тесту – если до урока острое чувство беззащитности и потребность в безопасности было у 40% детей, то после урока – это ощущение осталось только и одного ребенка; умиротворение – 7%, чувство радости в процентном отношении выросло на 33% (? 53%), заменив другие чувства (в том числе деструктивные), общительность и доброжелательность – 7%, непринужденность и разрядка – 13%, сосредоточенность – 7%, спокойствие-7%. Все дети пришли с урока счастливыми, на высоком эмоциональном подъеме со словами: « Мы всегда хотим учиться на таких уроках! Тогда мы будем с радостью бежать в школу каждый день!».
2. Уровень мотивации : духовно-нравственный (нравственные потребности, совесть) – 53% (вырос на 46%) ; интеллектуальный (интеллектуальные потребности, логика) – 40%; эмоциональный (эмоциональные потребности, чувства) – понизился до 7%; материальный (биологические потребности, инстинкт) – отсутствует.
Более впечатляет динамика мотивации в следующей структуре:
с материального сразу до уровня интеллектуального – 6,5%; с эмоционального до интеллектуального – 12,5%; с эмоционального до духовно-нравственного – 27%; с интеллектуального до нравственного – 27%; не менялся (оставаясь или интеллектуальным или духовно-нравственным) – у 27 %.
3. Показатель экзистенциональной детерминации ( есть у всех неординарных личностей, как способность к высокому самоконтролю, адаптации к внешним условиям и пластичности мозговых процессов) – регистрировался у 60% учеников, показатель креативности (способность к творческой деятельности, талант) – у 80%; показатель самореализации (духовность, конструктивная активность бессознательных процессов) - у 87%. Важно отметить, что эти показатели проявились после урока (отсутствовали при первичном исследовании): у 26, 6 % (экзист. детерминация), 33% (креативность) и 60% (самодетерминация) учеников. Это особенно подтверждает развивающий, духовно-нравственный и воспитательный аспект биоадекватной методики.
Из нижеприведенной таблицы видно, что после урока 87% (13 чел.) учеников имеют гармонию личности выше 50 %, а самую высокую степень гармонии имеют 40% (6 чел.). Это доказывает психогармонизирующий и самоорганизующий аспект системы ноосферного образования. А также включение высокой степени самоуправления и ответственности личности за выполнение своей жизненной задачи. У 13% ( 2 чел.) этот показатель равен 50%. Это очень хорошие и яркие изменения психологической устойчивости.
7 класс
11 класс
Сравнительный анализ указанных параметров наглядно представлен в следующих графиках:
11 класс
7 класс
Важно отметить, что дети обоих классов были очень заинтересованы в результатах исследований своего психологического состояния. Они были впечатлены пониманием, как работает их мозг, как это отражается на лице и как от этого меняется их психологическое состояние. Школьники проявляли живой интерес к пониманию своих талантов, способностей, а также в каком направлении двигаться после окончания школы. Интересовались методами самоконтроля и гармонизации мышления.
Выводы. В результате исследования динамики психосоматического состояния учеников 7 и 11 до и после урока по биоадекватной методике на основе современных научно-методических знаний получены достоверные данные с использованием объективных приборных методов.
Результаты исследования свидетельствуют о глубоком воздействии уроков по биоадекватной методике д .психол.н. Н.В.Масловой на морально-нравственный, ценностно-смысловой и психофизиологический статус учеников, что подтверждает гипотезу исследования. Считаем необходимым рекомендовать природосообразную биотехнологию ноосферного образования к широкому внедрению в систему дошкольного, школьного, внешкольного, дополнительного, коррекционного и вузовского образования Украины.
Ректор Института целостного мышления г. Одессы,
Член-корреспондент Международной ноосферной
академии науки и образования,
кандидат психологических наук,
врач-невролог, педагог И.В. Смоквина
Директор Центра интеллектуального развития «Эйдос»
Член-корреспондент Международной ноосферной
академии науки и образования
кандидат психол. наук, педагог С.А. Самсонова