Автор: Маслова Наталия Владимировна
Каждый из этапов в истории образования отличался соответствующим времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа (XVIIIв. - нач. XIXв.) было образование классически образованного человека на базе наследия античности. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, классической математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические гимназии, школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоновской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ учебных книг. Именно тогда Я.А. Коменский заложил научную, методологическую и методическую базу классического образования, создал образцы учебных книг, классно-урочную систему преподавания и систему классических школ во всей Западной Европе.
Для неклассического этапа образования (начало XIXв. – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов, концернов и других объединений промышленно-экономического профиля становятся определяющими задачи методологии, методов преподавания. Важнейшей задачей стало обучение учащихся навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные училища. Методология утверждает приоритет и методы практического «делания» – обучения с ориентацией на труд промышленных рабочих, механиков и инженеров. Создавались новые учебные книги, преподаватели часто готовились в цеху. Работа в мастерской стала важнейшим приёмом с соответствующими методами «делай как я». Выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский привнесли дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные подходы, педагогические концепции. Это нашло научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности (Н. Бор, В. Гейзенберг).