Автор: Маслова Наталия Владимировна
Статья содержит краткое изложение научной концепции современного этапа образования как фундаментальной формы и способа постижения бытия через естественный генетический код познания. Термин “ноосферное образование” (“noos” – греч. разум) вводится для актуализации эволюционного вектора эпохи: потенциализации возможностей человека в гармонии с природой и обществом, воспитания духовной творческой личности, способной увеличивать запас прочности жизни во Вселенной, не нарушая её Всеобщих Законов.
Наука и образование являются фундаментальными формами постижения бытия. Исторически сложившийся тандем “наука-образование” обеспечивает социум знаниями, на базе которых в соответствии с целями общества осуществляется подготовка кадров. Образование имеет единые с наукой онтологические, гносеологические, методологические основания. Однако функции и задачи образования иные.
Функциональное предназначение науки как отрасли человеческой деятельности состоит в получении знаний о всеобщих, универсальных, специальных или частных явлениях, Законах Мира, Общества и Постижения. Среди важнейших задач науки – оформление знаний в виде разного уровня законов, теорий, гипотез, правил, формул, методов и предоставление их обществу.
Основной функцией образования является передача в практику знаний, методологий, методов, выработанных наукой и отраслями практической деятельности и их инкультурация1.
Основной задачей образования является организация процесса становления человека, его гармоничного развития и подготовки кадров разных уровней для обеспечения неубывающего роста природосообразного творчества в глобальной системе «Природа – общество – человек».
Образование – индивидуальный либо коллективный способ и процесс формирования субъектом образования образа самого себя (самоидентификация2) посредством индивидуального усвоения и переработки знаний, умений и навыков, выработанных человечеством адекватно Всеобщим Законам Мира.