Новая эпоха человеческого развития заявила о себе в «серии предупреждений» (Н.Н.Моисеев), которые вошли в состав современной кризисной ситуации. В прогрессивных кругах научного сообщества ни у кого не вызывает сомнения факт глобальности, неизбежности и возможности ее духовного преодоления, и первую очередь через систему образования. Отдавая должное массовым и инновационным практикам, между тем, следует признавать их методологическую ущербность: современная философия образования с ее полипарадигмальностью и гносеологичностью деформировала общую основу педагогических ценностей и закономерно привела к состоянию управленческого хаоса. Его центральный механизм – феномен «порочного круга», когда решение проблемной ситуации строится на основе анализа этой ситуации по принципам, которые и привели к состоянию проблемности.
Эффективный ответ на «вызовы будущего» становится возможным при условии переосмысления бытийных оснований и функций образования и предполагает выход в пространство ноосферной идеи генетического единства мира, действительно преодолевающей «гносеологический парадокс» (М.А.Розов).
В русле теории генетического энергоинформационного единства Мира, разработанной акад. Б.А.Астафьевым, образовательная система имеет три гена. Константные гены – стимулирующий и творяще-созидающий – находятся в гармонично-противоречивом взаимодействии и обеспечивают эволюцию базовых видов мировой энергии в форме педагогических идей. Третий – филоонтогенетический – ген накапливает и передает информацию о развитии определенной образовательной системы последующим поколениям.
Константные гены Базового Генома Мира кодируют онтологические формы образования – движущую и стабилизирующую. Творяще-созидающий ген полагает основой движущего образования идею бесконечной эволюции личности как прямого участника процессов космического масштаба. Эта форма образования поддерживает тенденцию восходящего эволюционного пути и определяет задачи индивидуального и общественного развития, исходя из задач самой природной эволюции. Движущий механизм состоит в ценностно-ориентированном формировании психологической устойчивости личности, необходимой для достижения цели всеобщего значения – восстановления экологического равновесия всех развивающихся систем Мира.