Научный маяк образования XXI века

Научный маяк образования XXI века

Вестник Академии

Автор: Маслова Наталия Владимировна

Ноосферное образование – это новый этап в эволюции образования, Он стартовал в 90-е годы ХХ в. Ему предшествовали этапы доклассического (античного, средневекового), классического (ХVII - ХVII вв.), неклассического (XIX – 40 гг. ХХ в.), постнеклассического (50-90 гг. ХХ в.) образования. Каждый из этапов отличался соответствующим времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа было образование классически (по образцу античного) образованного человека на базе наследия прошлого. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, классической математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические гимназии, школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоновской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ учебных книг, письменные работы учеников. Именно тогда Я.А. Коменский заложил научную, методологическую и методическую базу образования, создал образцы учебных книг, классно-урочную систему преподавания и классических школ во всей Западной Европе.

Для неклассического этапа образования (XIX – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов, концернов и других объединений промышленно-экономического профиля становятся определяющими задачи, методологию, методы преподавания. Важнейшей задачей стало обучение учащихся навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные школы и училища. Методология утверждает приоритет и методы практического «делания» – обучения с ориентацией на труд промышленных рабочих, механиков и инженеров. Создавались новые учебные книги, преподаватели часто готовились в цеху. Работа в мастерской стала важнейшим приёмом с соответствующими методами «делай как я». Выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский привносят дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные подходы, педагогические концепции. Осознание потребностей образования неклассического периода его истории, в первой четверти ХХ в. получило научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности (Н. Бор).

Скачать книгу

Смотрите также: