Автор: Куликова Наталья Геннадьевна
Содержание книги:
Отрывок из книги Н.Г. Куликова «Современное образование: философия кризиса»
"Введение в философию образования"
Если мы готовы увидеть образование как процесс формирования отношения, эмоционального и разумного, к природе и другому человеку, всю философию можно считать общей теорией образования.
Д. Дьюи
Новая эпоха человеческого развития заявила о своём рождении в «серии предупреждений» (Н.Моисеев), которые вошли в состав современной кризисной ситуации. В прогрессивных кругах научного сообщества ни у кого не вызывает сомнения факт глобальности, неизбежности и возможности её духовного преодоления. За двухтысячелетний период мировая, в том числе русская, культура накопила огромный реформирующий потенциал, который до сих пор остаётся недостаточно осознанным и востребованным в педагогической науке и практике. В труднейших исторических условиях образование оставляет за собой скромную функцию репродуктивной системы государственно-общественного организма.
Вопрос эволюционного статуса образования носит идеологический, политический, фундаментально-гносеологический, философский характер, который пронизывает цели, задачи, способы осуществления образовательной практики. Зарождаясь в глубокой древности, у греков и римлян, трансформируясь далее в средневековой Европе, образование постепенно накапливало в себе системообразующие функции и с переходом в научную фазу своего развития заявило себя с позиции социальной системы, которая организованно и нормированно решала задачи общественного развития на этапах классической (XVI-XVIII в.), неклассической (XIX — начало XX в.), постнеклассической (20-90 гг. XX в.) науки. Выделение нового научного направления философии образования в конце ХХ века позволяет проследить основные тенденции педагогической эволюции и наиболее адекватно определить ориентиры и способы её реализации в новой исторической ситуации.
В периодизации Н.Г. Алексеева начало становления философии образования (40–50-е гг. ХХ века) связывается с идеологической интеграцией общего и профессионального обучения и воспитания, где философско-образовательная проблематика разрабатывается поэлементно внутри традиции. Второй этап (50–60-е гг.) характеризует рационализация обучения на фоне осознанной постановки задач философско-образовательного содержания (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Третий этап (60-е гг.) отличается тенденцией технократизации и её критической рефлексии с позиции теоретико-деятельностного подхода в методологии (В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий), интеллектуально-деятельностного подхода в психологии (В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящая) и гносеологии (И.В. Ильенков). На четвёртом этапе (70-е гг.) философия образования обосновывает проблемное обучение с позиций личностно-деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) и системно-деятельностного — в философии (Г.С. Батищев, Э.Г. Юдин). Пятый этап (80-е гг.) отмечается разработкой диалогической и культурологической образовательных парадигм, где уже осознанно формулируется философско-образовательная проблематика и концептуальные схемы проектирования образовательной практики (А.В. Арсеньев, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков). На шестом, экологическим, этапе (90-е гг.) философия образования констеллируется в особую область знания и рассматривает свою проблематику в контексте взаимодействия социкультурной и социотехнической сред (Б.С. Гершунский, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) [1, С.88—95].
Большинство современных представителей педагогического науковедения осуществляет исследования в полипарадигмальном русле западной мышления, которое деформирует общую основу экологических, культурных, гуманистических ценностей и наращивает гносеологическую доминанту постнеклассической философии образования. Выход из тупиковой ситуации А.И. Субетто видит в обращении к социальной онтологии образования, то есть следовании логике развития цивилизации и философии истории: «Если начать движение от закономерностей развития образования, то сразу же поле возможных подходов заметно сужается. Такое обращение диктует сама Природа, она не философствует с человеком на его языке, но оппонирует ему на языке «катастроф» [67, С.14]. Мировая проблема выживаемости и здорового развития человечества в XXI веке ставит в центр образовательной политики генеральную цель управления социоприродной эволюцией. Эффективный ответ на «вызовы будущего» становится возможным при условии осмысления бытийных оснований и функций образования в В периодизации Н.Г. Алексеева начало становления философии образования современном и будущем обществе и предполагает выход в пространство духовной идеи, изнутри фундирующей процесс поиска стабильности на всех уровнях реальности. Речь идёт о необходимости разработки новой философии образования, которая синтезирует значимые аспекты системы человекознания на универсальном основании, то есть предоставляет участникам образования глубинные знания о человеке и мире, первичных условиях сохранения и развития витальных ресурсов.
Получить более подробную информацию по этому адресу электронной почты: ngk22@mail.ru
Кемерово, 2013.