Автор: Мазурина Любовь Викторовна
Аннотация
Проект: учебно-методический комплект (УМК), состоящий из учебника «Космическая география» для 6 класса (Москва, 2015), методического пособия к учебнику (Москва, 2016).
Автор проекта:
Мазурина Любовь Викторовна, Почётный работник общего образова-ния РФ, кандидат психологических наук, учёный секретарь отделения «Ноосферное образо-вание» РАЕН.
Актуальность проекта
В век информационных технологий система образования нуж-дается в природосообразной учебной литературе. Поскольку задачей на современном этапе развития является обеспечение прав человека на экономичное и инструментальное творче-ское мышление, не нарушающее экологию людей и планеты, учить школьника необходимо умению правильно мыслить. Большая роль в этом принадлежит учебной литературе, в кото-рой просто и экономично представлена информация. К такой учебной литературе относится учебно-методический комплект (УМК) по географии для 6 класса: учебник «Космическая география», методическое пособие к учебнику.
УМК по географии нацелен на биоадекватный (адекватный природе ребёнка) способ представления географической информации для развития целостного (образно-понятийного) мышления.
Целью проекта является предоставление наукоёмкой, эргономичной учебно-методической литературы, обладающей здоровьесберегающими, здоровьесозидающими и коррекционными характеристиками, как эффективного инструмента для формирования физически, интеллектуально, нравственно и духовно здоровой личности с целостным эколо-гически здоровым типом мышления.
Задача проекта: введение УМК в учебно-воспитательную практику школ.
Адресаты программы – учителя, учащиеся 6 классов образовательных учреждений.
Гипотеза проекта. Использование в обучении школьников УМК по географии позволит организовать природосообразный здоровьесберегающий учебный процесс, обеспечив реше-ние образовательных, воспитательных и духовно-нравственных задач формирования под-ростков, что является приоритетным направлением государственной политики.
Научная и практическая значимость проекта. УМК концептуально выстроен на базе новейших достижений в области психофизиологии, психологии, педагогики, возрастной физиологии, эргономики, наук о мозге ребёнка как целостной системе, позволяющих макси-мально эффективно использовать механизмы познания в образовательном процессе. Содер-жательная основа соответствует данным современной географической науки.
Содержание работы
УМК по географии соответствует государственной программе РФ по содержанию обу-чения в 6классе общеобразовательной школы.
Учебник «Космическая география» обладает чёткой и строгой структурой, образной по-дачей программной информации.
Базовым принципом построения книги является природосообразность – следование об-разам природы. Система красочных природных опорных образов – образонов, выполненных художником в золотых пропорциях занимает главное системообразующее место и является визуальной опорой мысли ребенка.
На образон в алгоритмическом порядке нанесена исчерпывающая информация изучае-мого текста. Это основа учебника, позволяющая включить в работу панорамное зрение (быстрое «схватывание информации»), т.е. симультанную функцию, и детализированное восприятие – сукцессивную функцию, активизируя при этом эмоционально-чувственную сферу (правое полушарие) и логические структуры (левое полушарие). Таким образом ин-формация воспринимается целостно, обеспечивая экономию умственных затрат в процессе познания. Способ передачи учебного материала через природный образ развивает эйдетиче-скую память, учит понимать явления в реальном и символическом смыслах.
Учебный материал организован в соответствии с психофизиологически необходимыми естественными этапами восприятия и переработки информации (концепция Ж.Пиаже). 4 части учебника соответствуют 4-м этапам прохождения информации, вовлекая в учебный процесс 4-5 каналов восприятия.
Грамотный запуск естественных процессов постижения информации экономит мышле-ние (т.е. убирает ненужные операции в ходе обучения), формирует творчество как природное проявление познания гармоничной личности, улучшает здоровье ученика, сокращает время на изучение предмета.
Биоадекватный способ представления учебных текстов гарантирует безопасность от пе-регрузок, чужеродной и ненужной информации, определяя принцип потенциальной интел-лектуальной безопасности (Н.В. Маслова).
Работая в данном ключе, учитель тотчас получает биологически обратную связь в виде рисунка ученика, что позволяет отслеживать психоэмоциональное состояние ребёнка и вовремя ему помочь.
Учебник информативен при сравнительно небольшом объёме (130 стр.), что немаловаж-но при большой информационной нагрузке по другим предметам.
Биоадекватные свойства учебника
Главной воспитательной целью следует считать воспитание человека с новым типом мышления ? целостным, осознающим своё место в системе «Вселенная ? Земля ? Природа ? Человек».
Методическое пособие к учебнику «Космическая география» поможет учителю правиль-но построить биоадекватный учебный процесс на уроке географии.
Результат работы по УМК.
Применение УМК «Космическая география» позволяет эффективно организовать про-цесс обучения, повысить успеваемость, обеспечив комфортное физическое и эмоциональное самочувствие учащихся, планомерно формировать присущий человеку способ мыслить целостно.
Работа с образами, обращение к личному опыту ученика и его выбору позволяет разви-вать целенаправленный процесс воспитания личности, адекватно ориентирующийся в окру-жающем мире, создающий установку на продолжение изучения наук о Земле и формирова-ние географической культуры как важной составной части общей культуры современного общества.
Апробация УМК проводилась на протяжении 7 лет в школах г. Лобня. Автор лично апробировала УМК «Космическая география» в МОУ СОШ №2 г. Лобня.
Проводится большая работа по обсуждению позитивной результативности УМК на засе-даниях методических объединений, конференциях в разных регионах и городах РФ и ближ-него зарубежья.
УМК «Космическая география» награждён золотой медалью на III Международном ав-торском салоне инноваций – 2011 «Ноосферная наука, образование, культура» за разработку в области ноосферного образования и воспитания.
Контактное лицо:
Мазурина Любовь Викторовна (141730, г. Лобня, ул. Калинина, д.34, кВ. 27. 8-963-990-21-74, mazurinalubov@mail.ru)