Автор: Куликова Наталья Геннадьевна
Новая эпоха человеческого развития заявила о своем рождении в «серии предупреждений» (Н.Н.Моисеев), которые вошли в состав современной кризисной ситуации. В прогрессивных кругах научного сообщества ни у кого не вызывает сомнения факт глобальности, неизбежности и возможности ее духовного преодоления. За двухтысячелетний период мировая, в том числе русская, культура накопила огромный реформирующий потенциал, который до сих пор остается недостаточно осознанным и востребованным в педагогической науке и практике. В труднейших исторических условиях образование оставляет за собой скромную функцию репродуктивной системы государственно-общественного организма.
Вопрос статуса образования в эволюционном развитии общества имеет идеологический, политический, фундаментально-гносеологический, психологический и философский характер. Актуализация этого вопроса связывается с рефлексивным выделением философии образования – нового научного направления, которое позволяет проследить содержание педагогической эволюции и наиболее адекватно определить ориентиры и способы ее реализации в новой исторической ситуации.
В периодизации Н.Г.Алексеева начало становления философии образования (40–50-е гг. ХХ века) связывается с идеологической интеграцией общего и профессионального обучения и воспитания, где философско-образовательная проблематика разрабатывается поэлементно внутри традиции. Второй этап (50–60-е гг.) характеризует рационализация обучения на фоне осознанной постановки задач философско-образовательного содержания (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Третий этап (60-е гг.) отличается тенденцией технократизации и ее критической рефлексии с позиции теоретико-деятельностного подхода в методологии (В.М.Розин, Г.П.Щедровицкий), интеллектуально-деятельностного подхода в психологии (В.В.Давыдов, Н.И.Непомнящая) и гносеологии (И.В.Иль-енков). На четвертом этапе (70-е гг.) философия образования обосновывает проблемное обучение с позиций личностно-деятельностного подхода в психологии (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский) и системно-деятельностного – в философии (Г.С.Батищев, Э.Г.Юдин). Пятый этап (80-е гг.) отмечается разработкой диалогической и культурологической образовательных парадигм, где уже осознанно формулируется философско-образовательная проблематика и концептуальные схемы проектирования образовательной практики (А.В.Арсеньев, В.П.Зинченко, В.И.Слободчиков). На шестом, экологическим, этапе (90-е гг.) философия образования констеллируется в особую область знания и рассматривает круг своих вопросов в контексте взаимодействия социкультурной и социотехнической сред (Б.С.Гершунский, Ю.В.Громыко, П.Г.Щедровицкий) [1, С.88–95].
Большинство современных исследователей в области образования осу-ществляет поиск в полипарадигмальном русле западной философии, где общая основа экологических, культурных, гуманистических ценностей неизбежно деформируется и вместе с тем масштабируется весь комплекс педагогических проблем. Уже на первом этапе разработки последних выявляется «гносеологический парадокс» (М.А.Розов), когда решение проблемной ситуации строится на основе анализа этой ситуации по принципам, которые и привели к состоянию и ощущению проблемности. Феномен «порочного круга» (circulus vitiosus) закономерно наращивает гносеологическую доминанту постнеклассической философии образования, которая поддерживает рост конкурирующих на фундаментальном основании методологий обучения и воспитания и закономерно приводит к состоянию «управленческого хаоса» (Б.А.Бальчугов) [10, С.17].
Кемерово, 2007.